Украина и Россия одновременно обвинили друг друга в грядущем подрыве Запорожской атомной электростанции (ЗАЭС), расположенной во временно оккупированном в Энергодаре. Президент Украины Владимир Зеленский в обращении вечером 4 июля призвал мир, который слабо отреагировал на теракт против Каховской гидроэлектростанции, остановить, наконец, зло, которое несет российская агрессия. Что происходит в последнее время вокруг ЗАЭС? Как ситуация может развиваться дальше? Чем обусловлена вялая реакция мира на очередную более, чем реальную угрозу теракта глобального масштаба? Издание "Комментарии" с этими вопросами обратилось к экспертам.
Запорожская АЭС. Фото: из открытых источников
Российское руководство специально усиливает эскалацию и угрожает миру техногенной катастрофой на ЗАЭС
Народный депутат Украины VIII созыва, эксперт Украинского института будущего Игорь Попов считает, что накануне саммита НАТО в Вильнюсе российское руководство специально усиливает эскалацию и угрожает миру техногенной катастрофой на ЗАЭС.
"Параллельно с этим, – отмечает он, – звучат заявления о размещении ядерного оружия в
Беларуси.
А во время попытки мятежа Пригожина особо акцентировалось на возможности захвата склада с ядерными боеголовками. Кремль ведёт игру в стилистике "Карибского кризиса" и надеется на заключение нового глобального соглашения о безопасности с западным блоком. А доктор исторических наук, российский политолог Сергей Караганов в своих статьях вообще пишет о возможных ядерных ударах по европейским столицам".
Игорь Попов акцентирует, что в формуле мира президента Украины Владимира Зеленского именно вопросы ядерной и радиационной безопасности являются первым пунктом. Украина, напоминает эксперт, оказывает полное содействие МАГАТЭ в ее визитах на ЗАЭС и ставит приоритетом во всех переговорах обеспечение ее защиты.
"Если российские власти всё же пойдут на организацию взрыва любого масштаба, это будет расценено как создание ядерной угрозы всему миру, – считает Игорь Попов. – Естественным будет ожидать принятия жестких санкций против "Росатома" (к сожалению, этот вопрос много раз откладывался). Также вероятным решением будет немедленное размещение ограниченного контингента войск радиологической защиты из стран Запада, возможно с взятием под контроль всего комплекса ЗАЭС. Использование ядерного инструмента в решении политических вопросов вызовет также жесткую реакцию Китая и других незападных стран. Для предупреждения техногенной катастрофы сейчас очень важны четкие сигналы Кремлю со стороны всех стран о недопустимости ядерной эскалации и о неминуемости серьезной ответственности за подобные решения".
Есть вероятность, что многие угрозы уже не воспринимаются так серьезно, как раньше
Политолог, директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала рассуждает так:
"С моей точки зрения – России просто больше нечем "удивлять" мир. И она пытается через возможность подрыва или другой ЧП на ЗАЭС шантажировать всех, кто выступает против нее. Надеясь, что удастся таким образом принудить Украину к переговорам на российских условиях".
Что касается недостаточно мощной реакции мира — возможно, он просто устал от всех тех угроз и заявлений, которые бесконечным потоком идут со стороны РФ, считает эксперт.
"Есть вероятность, что многие угрозы уже не воспринимаются так серьезно, как раньше, – поясняет он. – Плюс – гипотетическая катастрофа не особо зацепит ЕС и точно не коснется США. Потому и нет такой реакции, какой хотелось бы видеть нам.
И, такое впечатление, что подрыв Каховской ГЭС ничему наших зарубежных партнеров не научил. А именно – что катастрофы лучше предотвращать, чем потом как-то на них реагировать".Повредить реактор на ЗАЭС может только тот, кто контролирует станцию
Народный депутат Украины IХ созыва, глава подкомитета Верховной Рады по вопросам энергетической безопасности Виктория Гриб подчеркивает, что, не преуспевая на фронте, россияне пытаются держать в напряжении не только нашу страну, но и всю Европу.
"Никогда раньше в мировой истории иностранное войско не удерживало в заложниках действующий атомный объект. Учитывая, как РФ пренебрегает международным правом, Украине следует быть готовой к разным сценариям. Даже самым плохим, – считает парламентарий. – Неоднократно камерами наблюдения были зафиксированы пролеты российских крылатых ракет над украинскими АЭС. Это доказывает, что россияне не слишком беспокоятся о безопасности атомных объектов".
В последние дни напряжение вокруг Запорожской АЭС растет, отмечает Виктория Гриб. Россияне пытаются убедить мир в том, что Украина готовит там некую провокацию.
"Но недавно именно Россия подорвала
дамбу Каховской ГЭС,
обвиняя в этом Украину. Хотя известно, что нанести повреждение дамбе, построенной в СССР, с воздуха – невозможно. Лишь изнутри. Только, контролируя ее. Аморфная реакция мира в первые дни аварии была достаточно показательна, – считает нардеп. – И это таит не меньшую опасность. Зло должно понимать, что рано или поздно оно будет наказано".Не получив жесткой реакции за предыдущий экоцид, теперь россияне снова убеждают, что Украина якобы готовит провокацию на Запорожской АЭС.
"Но ЗАЭС проектировалось таким образом, чтобы выдержать любой ракетный удар. Оболочка реактора сделана из железобетона толщиной в полтора метра. Более того, после аварии на японской "Фукусиме" в 2011 году, на украинских АЭС внедрили модернизации, повысившие безопасность станций, – рассказывает Виктория Гриб. – Вывод очевиден – повредить реактор на ЗАЭС может только тот, кто контролирует станцию. Единственным источником опасности для Запорожской атомной станции является Россия".
По мнению эксперта, ситуация с ЗАЭС также продемонстрировала неэффективность работы таких агентств как МАГАТЭ. Мировое сообщество, очевидно, должно пересмотреть всю архитектуру ядерной безопасности, реагирование на все потенциальные вызовы и угрозы, резюмирует нардеп.
Читайте также на портале "Комментарии" — способен ли Запад помешать РФ совершить очередной теракт в Украине – к чему движутся США.
Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.