Без поддержки Запада Украина не может наносить адекватных ответов в новом витке эскалации, когда страна-агрессор активно применяет ракеты и дроны
Министр иностранных дел Литвы Габриелюс Ландсбергис призвал НАТО удвоить усилия по поддержке Украины после того, как Россия начала новый виток эскалации, атакуя ракетами прибрежные зоны нашей страны. Жестко реагирует и президент Румынии Клаус Иоганнис, подчеркивая недопустимость подобных атак, особенно после того, как под удар попала портовая часть украинского города Рени (разрушены, среди прочего, ангары с зерном) недалеко от Молдовы и Румынии. Между тем, США никак не решатся ускорить поставку нам истребителей F-16, не дают нам дальнобойных ракет ATACMS. Многие военные аналитики, в том числе западные, указывают, что союзники слабо подготовили ВСУ для наступления, не предоставив многое из запрашиваемого. О чем говорит вся эта ситуация? Какие глобальные выводы должны сделать для себя Украина и страны того же коллективного Запада, а, возможно, не только они? Издание "Комментарии" с этими вопросами обратилось к экспертам.
Пока мы не станем самостоятельным игроком, который способен себя защитить, продолжим сталкиваться с вызовами, в том числе военными
Политолог, профессор кафедры международных отношений НАУ Максим Яли рассуждает так:
"Главный вывод, который давно должны были сделать в украинском руководстве, – что национальные интересы Украины далеко не всегда совпадают с интересами наших западных партнеров. И соответствующие просчеты мы ощущаем особенно остро после начала широкомасштабной российской агрессии. Прежде всего, это недоработка в ВПК за девять лет, которые уже длится война с РФ. Как следствие – отсутствие у нас дальнобойных ракет, систем ПВО, много чего еще. Украина, к сожалению, не может наносить адекватных ответов в новом витке эскалации, когда страна-агрессор активно применяет ракеты и дроны (как свои, так и иранские)".
Всё это, акцентирует эксперт, просчеты именно Украины, которая нерационально использовала время, которое было у нас для подготовки к полномасштабной войне.
"Лишь сейчас мы начали производить снаряды. А тех же комплексов "Нептун", позволивших потопить флагман Черноморского флота РФ – крейсер "Москва – у нас были считанные единицы. В итоге мы попали в тотальную зависимость от западных партнеров", – поясняет Максим Яли.
А на Западе, отмечает он, до сих пор не приняли решения, что делать с РФ в случае ее поражения. Более того – там боятся этого самого поражения (тотального) из-за непредсказуемых последствий. Тогда как лишь такое поражение страны-агрессора является залогом сохранения украинских государственности, суверенитета, возвращения территориальной целостности в международного признанных границах, уверен политолог.
Учитывая вышесказанное, продолжает он, партнеры не передают столь необходимые нам виды вооружений, чтобы эффективно уничтожать логистику врагу, атаковать его – на его территории. Более того – нам открыто запрещают это делать даже тем оружием, что дают.
"Выводы, которые мы должны были сделать с первых дней обретения независимости, к сожалению, нами так и не были сделаны. В этом жестком мире надеяться можно только на себя. Верить не словам, не обещаниям, а делам, – констатирует Максим Яли. – Уважают только сильных. И пока мы не станем самостоятельным игроком, который способен себя защитить, продолжим сталкиваться с вызовами, в том числе военными. И не сможем адекватно отвечать на новые витки эскалации. Лишь просить (что мы и делаем) своих партнеров помочь теми же дальнобойными ракетами и самолетами. А без поддержки с воздуха, как признали многие западные аналитики, вести успешные наступательные операции, тем более – на заблаговременно укрепленные рубежи, эшелонированную оборону – крайне сложно. Более того – недопустимо, согласно западным же военным доктринам".
Нет пока внутри той же Администрации Байдена коалиции, которая сумела бы убедить его в необходимости скорейшей передачи Украине дальнобойного вооружения и истребителей
Политолог, партнер международной коммуникационной агенции Good Politics Максим Джигун обращает внимание, что россияне идут на открытый шантаж и террор лишь бы заставить Украину и Запад отказаться от идеи не просто возобновления зернового соглашения, но и собственно нормального судоходства в Черном море.
"И, если наши ближайшие союзники – НАТО во главе с США – не пойдут на радикальные меры, чтобы остановить этот российский террор, чтобы восстановить возможность морского экспорта продукции из Украины, это будет означать, что у РФ развязаны руки, дабы творить нечто подобное в будущем. Так что логичным выглядят призывы министра иностранных дел Литвы, реакция президента Румынии. В этих странах прекрасно понимают угрозы, исходящие от России. Ведь находятся рядом с ней. Понимают они и то, что именно мощнейшее вооружение Украины увеличивает их собственную безопасность. Отсюда такая риторика, близкая нам", – поясняет эксперт.
Что касается США, отмечает Максим Джигун, то они живут в контексте собственных внутренних проблем и вызовов, которые ставят либо собственно Администрации Байдена внутренние конкуренты-республиканцы, либо в целом Штатам – геополитические оппоненты (тот же Китай).
"Очевидно, нет пока внутри той же Администрации Байдена коалиции, которая сумела бы убедить его в необходимости скорейшей передачи Украине дальнобойного вооружения и истребителей. При этом, Белый дом пытается сейчас зацементировать за собой лидерство в поддержке Украины – и "продать" это на следующих выбора (в 2024 году) как огромную победу и достижение демократов в целом и Администрации Байдена в частности, – отмечает политолог. – Но тут США в политическом смысле наступает на пятки Британия. Именно она первой объявила о готовности предоставлять нам танки, первой же дала дальнобойные ракеты (после чего "проснулись" и во Франции). Думаю, что решения о передаче Украине систем ATACMS и, вероятно, самолетов F-16, не за горами. Если, конечно, американцы не хотят, чтоб у нас тут летали британские истребители Typhoon, а Лондон еще более укрепился здесь в политическом смысле".
Читайте также на портале "Комментарии" - шантаж РФ в Черном море можно прекратить двумя способами – на что должны решиться в НАТО.