И глава Офиса президента Андрей Ермак, и министр иностранных дел Дмитрий Кулеба публично подтвердили, что Киев допускает участие России во втором саммите мира, который может состояться в этом году. Также Дмитрий Кулеба уверен, что во втором саммите мира будет участвовать Китай, он вернется в процесс переговоров. О чем говорят такие заявления? Действительно ли РФ может принять участие в саммите мира? Если да, то на каких условиях? Издание "Комментарии" с этими вопросами обратилось к экспертам.
Саммит мира. Фото: из открытых источников
Одновременное приглашение России и Украины на мирную конференцию не даст никакого результата
Политолог, политический консультант Владимир Фесенко обратил внимание на то, что следует различать постепенное вовлечение России в переговорный процесс в том формате мирного процесса, который инициирован Глобальным саммитом мира и учитывает позицию и интересы Украины, и собственно участие в следующем Глобальном саммите мира.
"Переговоры с Россией о завершении войны неизбежны, даже в том идеальном случае, если мы освобождаем все оккупированные территории. И при этом сценарии нам придется договариваться о прекращении военных действий вдоль границы, в воздухе и на море", – заявил Владимир Фесенко.
По его словам, переговоры о прекращении войны нам желательно начинать с позиций силы, или хотя бы после стабилизации военной ситуации.
"И началу таких официальных переговоров должны предшествовать консультации (или неофициальные переговоры) в закрытом режиме и узком составе по согласованию формата будущих переговоров, места проведения, потенциальных посредников и, самое главное, повестки таких переговоров (о чем, собственно, договариваться). Дело в том, что по большинству вопросов, прежде всего, по статусу оккупированных территорий, позиции Украины и России диаметрально противоположны и найти компромисс по таким вопросам невозможно", – отметил собеседник портала "Комментарии".
При этом Владимир Фесенко считает, что одновременное приглашение России и Украины на какую-то большую и публичную мирную конференцию, а тем на саммит (то есть на встречу на высшем уровне) не даст никакого результата.
"На таком большом собрании мы увидим картину, которую неоднократно наблюдали на заседаниях Совета безопасности ООН. Россия будет обвинять Украину и выдвигать свои ультиматумы. Украина, естественно, будет обвинять Россию в полномасштабном вторжении, требовать выведения российских войск со своей территории, продвигать Формулу мира Президента Зеленского. Одна часть участников будет поддерживать Украину, другая будет призывать принять во внимание некоторые справедливые требования России, большинство будет просто призывать к прекращению войны. В итоге все убедятся в бессмысленности такого широкого и публичного формата переговоров, что также будет небесполезно. В лучшем случае примут решение о начале мирных переговоров в узком и полузакрытом формате. Формат переговоров, который применялся при заключении Зернового соглашения, и применяется в переговорах о возвращении украинских детей из России, я также считаю оптимальным в нынешней ситуации. Напомню, что это формат непрямых переговоров через посредников. То есть компромиссные идеи и предложения обсуждаются через посредников, которые встречаются в параллельном режиме, но отдельно с представителями России и Украины. При таком формате представители России и Украины не ведут между собой прямых переговоров", – отметил Владимир Фесенко.
Эксперт признался, что к идее проведения мирного саммита с одновременным участием и Украины, и России, то есть лидеров этих стран, он относится крайне скептически.
"Напомню, что у нас действует официальный запрет на переговоры с Путиным (при этом с представителями России как государства мы переговоры вести можем), и мы не признаем легитимность Путина, как и Путин не признает легитимность Зеленского. И, как тогда они будут встречаться? Кроме того, я сильно сомневаюсь в приезде России на очередной Саммит мира, который Россия не признает. Еще меньше я верю в приезд Путина в Швейцарию или любую другую западную страну, с учетом ордера Международного криминального суда на арест Путина, и усиливающейся паранойи Путина. Для нас сейчас крайне важно определиться со стратегией и тактикой дальнейшего мирного процесса, в том числе и будущих переговоров с Россией, где, когда, при чьем посредничестве, на каких условиях они могут начинаться. Вполне приемлемо, если это будет происходить при посредничестве Швейцарии и для начала в формате обсуждения предложений, выработанных Глобальным саммитом мира. Если формат переговоров будет предлагаться относительно нейтральными посредниками (например, Саудовской Аравией или Турцией), надо оценивать условия таких переговоров, состав участников, проекты итоговых документов. Формат мирной конференции, предлагаемый Китаем и Бразилией, на мой взгляд, будет проблемной и рискованной для нас переговорной площадкой, которая будет контролироваться партнерами России", – подытожил Владимир Фесенко.
Неизвестно, на какие уступки могут пойти стороны
Директор Международного института политической философии, политический аналитик Виктор Савинов так прокомментировал ситуацию:
"Переговорный процесс в войне, которая привела к целям и задачам, которые имеют стороны конфликта, как правило, крайне тяжелый процесс. Он иногда затягивает войны на годы или даже десятилетия. Именно по той причине, что послевоенный мир является важнейшим фактором переговорного процесса. Если взгляд на послевоенное мироустройство противоборствующих сторон не совпадает, то и мирный договор невозможно заключить".
По словам эксперта, на сегодняшний момент наивно полагать, что между Украиной и Россией не велись переговоры ранее. Всем известно, что они вились. Как пример, те же переговоры в Стамбуле.
"Однако, на сегодняшний день мы не знаем на какие уступки могут пойти стороны. Сложность заключается в том, что даже сами стороны не знают на какие уступки они готовы пойти для достижения мира. Каждой стороне переговоров надо сохранить лицо, а для этого нужно пойти на некие компромиссы, которые болезненны и Украины, и для России. Кто из сторон готов пойти на компромиссы? Проблема в том, что на эту минуту этого не знают даже стороны и поэтому возможное участие России в саммите мира – это, конечно, шаг к миру, но это далеко не гарантия того, что мир будет заключён", – резюмировал Виктор Савинов.
Читайте также на портале "Комментарии" - главные итоги саммита мира: успехи, разочарования и ожидания от осени.
Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.