Перемещение военнообязанных: что скрывается за новым шагом Генштаба – как защитить свои права

Согласно решению Главнокомандующего ВСУ, регулирующий передвижение военнообязанных по стране документ отправили на доработку

Тема запретов на пересечение границ областей военнообязанными украинцами без соответствующего разрешения ТЦК (территориальный центр комплектования – военкомат), продолжает будоражить Украину. Глава Генштаба ВСУ Валерий Залужный днем 6 июля сообщил, что резонансное распоряжение о запрете выезда военнообязанных с территории, где они проживают, отменяется и отправляется на доработку. Как оцениваете происходящее? Какое решение было бы наилучшим? Портал "Комментарии" с этими вопросами обратился к экспертам.

Точку в ситуации должны поставить военные

Эксперт ОО "Бюро анализа политики" Виктор Бобыренко считает, что распоряжение, вызвавшее такой резонанс, появилось неспроста.

"Думаю, военные что-то знают и понимают. Мы ожидаем, что в России под тем или иным предлогом (обстрелы своей же территории, теракты руками спецслужб РФ – с обвинением во всём Украины) огласят военное положение – и всеобщую мобилизацию. А мобилизовать они могут миллион-два человек. Соответственно, еще больше сил и средств понадобится нам, чтобы давать отпор агрессии. Потому качественные мобилизационные механизмы, соответствующие обязательства для военнообязанных украинцев – должны быть. Но государству следует продумать понятную, эффективную, разумную систему. Нельзя ставить всех под ружье! – уверен аналитик. – А кто будет убирать урожай, поддерживать и без того чуть живую экономику? То есть, надо четко расписать тех, кого можно "бронировать", а кого нет (условно говоря, официантов и барменов забирать в ряды ВСУ можно, а тех, кто работает в сельском хозяйстве – нет). Кому можно выезжать за пределы своей области (и на каких условиях), а кому – нет".

По словам эксперта, понятно, что постановление, ориентированное на нормы 1992 года – неприемлемо в нынешних реалиях. И его следует корректировать.

"Так что в данном случае решение главкома Залужного – абсолютно верное. Как понятно и то, что на этом попиарился президент Зеленский, зависимый от аплодисментов, от электората. Он мимикрирует не под необходимость (а увеличение численности штыков – необходимость), а под реакцию общества. И если общество критично воспринимает ту или иную инициативу – соответствующая реакция будет и от Зеленского. Как в данном случае, – говорит Виктор Бобыренко. – При этом тотальный запрет военнообязанным покидать пределы своей области – глупость. К примеру, я живу в Сумской области, а теща в соседней Полтавской. Расстояние между нами всего около 100 км. Но я не могу туда попасть, при этом без проблем могу наматываться по Сумщине 200-300 км. Следует быть аккуратными с регламентами, со всякого рода запретами и постановлениями. Но они обязательно должны быть. Просто – понятные и действенные. Думаю, точку в ситуации должны поставить военные".

Возможно, обществу придется снова напомнить государству о недопустимости ограничения конституционных прав даже в условиях военного положения

Адвокат, эксперт по вопросам правоохранительной и судебной деятельности, кандидат юридических наук Мирослава Чорноусько уверена, что небезосновательно вопрос таких ограничений приобрел общественный резонанс.

"Проблема изначально состоит в том, что специальная норма профильного закона является, во-первых, слишком обобщенной, а во-вторых – устаревшей. Более того, правовой режим военного положения на всей территории Украины был введен впервые за время независимости. Поэтому до сих пор такая норма была фактически мертвой. Вполне понятно, что ее применение в современных условиях требует, как минимум, осовременивания и приведения в соответствие с нынешними вызовами", – поясняет эксперт.

Кроме того, продолжает она, следует учитывать комплексный характер проблемы. Ведь ТЦК в настоящее время сложно назвать эффективным органом, способным реализовать механизм выдачи разрешений на передвижение военнообязанных.

"Это закладывает для граждан соответствующие риски, когда они вынуждены были нести ответственность фактически за просчеты государства, – подчеркивает Мирослава Чорноусько. – В то же время, с точки зрения права, потенциальные ограничения (даже учитывая специфику военного положения) не просто чрезмерны, а ставят под угрозу конституционные права и свободы граждан. Особенно при условии, когда никоим образом не определены надлежащие критерии, свидетельствующие о "уважительности причин" выезда за пределы определенных административно-территориальных единиц".

Всё это в совокупности, акцентирует эксперт, привело бы к реализации ряда коррупционных рисков.

"Впрочем, мы увидели довольно быструю реакцию на предлагаемый шаг как президента, так и народных депутатов, что позволило снять этот вопрос с повестки дня. Тем не менее, вряд ли можно быть уверенным в том, что в обозримом будущем удастся полностью забыть о таком предложении. Ведь сейчас уже известно, что механизм будет дополнительно дорабатываться, – отмечает Мирослава Чорноусько. – Это означает, что, возможно, обществу придется снова напомнить государству о недопустимости ограничения конституционных прав даже в условиях военного положения".

Читайте также на портале "Комментарии" - цель – втянуть Беларусь в войну: на какой стадии Путин – какая задача сегодня стоит перед Лукашенко.