Почему битва за Бахмут так важна перед контрнаступлением ВСУ – что уже показали эти бои

Бои за Бахмут и другие города Донбасса дают Украине, союзникам время, чтобы по максимуму укомплектовать вооружением и техникой наши войска перед грядущим контрнаступлением

Топ-темой остается битва за Бахмут, который беспрестанно атакуют войска оккупационной российской армии, усиленные "вагнеровцами". Несмотря на советы Запада, украинская власть не сдает город, который, по мнению американских и европейских аналитиков, должен был пасть еще пару-тройку месяцев назад. Что уже показала битва за Бахмут и в целом за Донбасс? Как события на фронте могут развиваться в обозримом будущем? Издание "Комментарии" с этими вопросами обратилось к экспертам.

Агрессору приходится то и дело смещать наступательные акценты. С Бахмута – на Авдеевку и Марьинку, потом – снова на Бахмут

Генерал-лейтенант, бывший заместитель начальника Генштаба ВСУ (2006-2010 гг.) Игорь Романенко акцентирует, что Бахмут, среди прочего, исполняет важнейшее значение тактического и оперативного уровня.

"Если россияне его захватят, получат возможность продвижения на Краматорск, Константиновку, Славянск, Часов Яр. Но главное, что эти бои (Бахмут и по всей линии обороны), кроме задач оборонной стратегической операции, выполняют еще и другую важнейшую функцию. Они дают Украине, союзникам время, чтобы по максимуму укомплектовать вооружением и техникой наши войска, осуществить их обучение для грядущих контрнаступательных действий. Пока погода еще не позволяет их проводить. Земля должна просохнуть для возможности применять тяжелое вооружение, включая бронетехнику", – поясняет генерал.

Он отмечает, что ожесточенные бои идут не только вокруг Бахмута, но и в районе Марьинки, Авдеевки, Угледара.

"С военной точки зрения всё это – бои тактического значения. При этом изначально противник начинал именно стратегическую наступательную операцию. Фронт ведь более 1,2 тысячи км! От Харьковской до Запорожской областей. Однако основные действия сосредоточены сейчас вокруг городов-крепостей Донецкой области, указанных выше. Прежде всего – в Бахмуте. С нашей стороны идет стратегическая оборонная операция на востоке, которая проводится Силами обороны. Причем это уже вторая такая операция. Первая была на севере, в начале широкомасштбаного российского вторжения", – рассказывает эксперт.

По его словам, такая операция преследует ряд целей.

Первая – приостановить наступательные действия противника. Не дать россиянам возможности территориально продвигаться.

"Некие тактического уровня успехи, мелкие продвижения у захватчиков были. На Лиманском, Бахмутском, Авдеевском, Шахтерском направлениях. Но с военной точки зрения они не добились даже оперативных успехов, не говоря уж о стратегических, – уверяет Игорь Романенко. – Создав группировки на Лиманском (Кременная) и Шахтерском (Угледар) направлениях, россияне намеревались вбить клин в нашу оборону и провести оперативных охват (по народному – "котел") украинских частей, сосредоточенных в Донецкой области. Ничего подобного оккупантам не удалось. Не говоря уж о наступлении широким фронтом. Да, в Марьинке мы контролируем лишь около 15%, в Бахмуте – около 20%. При том, что оба города фактически уничтожены. Противник не прекращает попыток перебить наши логистические пути. Мы же "перемалываем" всё больше сил и средств захватчиков. И это – вторая задача нашей оборонительной операции. Из которой вытекает следующая – вынудить уже врага перейти к обороне".

Генерал обращает внимание, что, несмотря на активизацию на отдельных участках, на попытки штурмовать и продвигаться вперед, сил у россиян уже явно не хватает, потому что вторую задачу своей стратегической оборонительной операции мы выполняем отлично.

"Как следствие – агрессору приходится то и дело смещать наступательные акценты. С Бахмута – на Авдеевку и Марьинку, потом – снова на Бахмут. Последний уже который месяц штурмуют "вагнеровцы", потеряв огромное количество человек. В помощь им подтянули элитные части росармии (воздушный десант), огнеметы ТОС-1А ("Солнцепек"), в ход всё чаще идут управляемые авиабомбы. Но добиться нужного Кремлю результата они не могут. Потому главарь ЧВК "Вагнер" Пригожин начинает запугивать, что пленных более брать не будут. Хоть известно, что они и так часто убивали-пытали пленных, а также гражданское население, даже детей. Так что у нас на этот счет иллюзий нет. Такого врага надо уничтожать. А если кому-то из них удастся выжить – понесут ответственность по украинскому и международному законодательству", – констатирует Игорь Романенко.

Битва за Бахмут и в целом за Донбасс продемонстрировала тактические, операционные, стратегические ошибки российской армии

Эксперт в вопросах национальной безопасности и обороны, участник программы Украина-НАТО Катерина Коваль рассуждает так:

"Агрессор планировал захватить Бахмут сперва до нового года, потом – до конца зимы, затем, до конца марта. В данный момент, похоже, есть новый "дедлайн" – до начала украинского контрнаступления. При том, что это самое начало просчитать невозможно. Как бы то ни было, битва за Бахмут и в целом за Донбасс наглядно продемонстрировала тактические, операционные, стратегические ошибки российской захватнической армии. Она истощена, дезориентирована. Что особо заметно на фоне профессионализма, мотивации, высокого уровня подготовки ВСУ в целом. От высшего военного руководства – до рядового состава. Отсюда с нашей стороны – эффективные решения и эффективное же их осуществление".

Понятно, продолжает эксперт, что россияне продолжат атаковать там, где смогут. Особенно на Донбассе.

"Но, кроме истощения сил, они еще и не эффективны, в том числе в смысле оборонных действий. Подготовка росармии явно однобока, планирование их операций их выполнение – крайне некачественны. Вспомним успешную операцию ВСУ летом-осенью прошлого года, когда фронт россиян буквально посыпался, когда они бежали, бросая вооружение, технику и боеприпасы. Провести нечто подобное в рамках своего анонсированного на зиму-весну "Большого наступления" агрессор не смог и близко", – подчеркивает Катерина Коваль.

В обозримом будущем, отмечает она, грядет уже наше "Большое наступление" (в том или ином виде, в нужном месте и в нужное время), которое мы активно готовим.

"И, – уверена эксперт, – оно окажется куда успешнее того, что продемонстрировали захватнические войска".

Читайте также на портале "Комментарии" - президент Владимир Зеленский рассказал, почему РФ говорит, что воюет в Украине с НАТО.