Рубрики
МЕНЮ
Таисия Ерохина
В ООН назвали дискриминационным требование установить мобильное приложение "Дій вдома" для лиц, въезжающих на подконтрольную правительству территорию Украины через КПВВ на Донбассе. Раскритиковали и оккупационные власти, фактически "заморозившие" пересечение линии разграничения. "Комментарии" поинтересовались у экспертов, когда возможно (и возможно ли) возобновление нормального функционирования донбасских пунктов пропуска.
Глава Центра исследования социальных перспектив Донбасса, один из участников политической подгруппы переговорщиков в Минске Сергей Гармаш называет решение о блокировке КПВВ с оккупированной стороны — чисто политическим.
"С COVID-19, как это пытаются показать, оно никак не связано, – подчеркивает эксперт. – Поэтому восстановления нормального режима, скорее всего, не будет уже никогда".
Насчет обязательного установления приложения "Дій вдома" для пересечения КПВВ на подконтрольной части Донбасса у Сергея Гармаша есть вопросы.
"В Украине есть "красные" регионы и города. Выезжая из них, люди должны устанавливать "Дію"? Нет. А чем ОРДЛО этом смысле отличается от остальных? Конечно, это дискриминация", – резюмирует эксперт.
Юрист-аналитик ОО "Донбасс СОС" Михаил Фоменко подчеркивает, что на линии разграничения, как минимум с Донецком, существуют гораздо большие проблемы с пропуском – именно со стороны незаконных формирований. И это значительно затрудняет перемещение через линию разграничения.
"По моему мнению, "Дію" оставят. Как минимум на ближайшее время, – говорит эксперт. – Власти не были готовы пойти на этот шаг и при гораздо меньшем количестве заболевших... Впереди – похолодание и ожидаемый пик заболеваемости. Между тем, у нас назревает гуманитарная катастрофа… Напомню, что большое количество людей уже больше полугода лишены возможности получать средства к существованию из-за сложностей с перемещением через линию разграничения. Так или иначе, этот вопрос придется решать".
Михаил Фоменко отмечает, что с начала карантина предлагался ряд вариантов решения основных гуманитарных проблем. Это и отмена "Дії", и ряд изменений в законодательство по защите прав граждан на время карантина, и обустройство сервисных центров на КПВВ, чтобы люди могли получить полагающиеся им выплаты и вернуться без длительной процедуры самоизоляции.
"Даже применение "Дії" можно считать оправданным, если бы оно ограничилось некоторым промежутком времени и сопровождалось другими мероприятиями. Но кроме некоторых изменений в законодательство (далеко не всех необходимых), ничего этого сделано не было. Что выглядит неприглядно, в том числе для западных партнеров Украины, и ставит много вопросов о действительном желании и способности нынешней власти решать проблемы граждан на временно оккупированной территории", – считает аналитик.
Между тем, проблемы накапливаются. Например — срок действия карт Ощадбанка, которые закончились у многих пенсионеров — жителей временно оккупированных территорий — за время карантина.
"Ощадбанк продлил их действие до октября. Но это в последний раз. Больше их продлевать нельзя, — отмечает Михаил Фоменко. – Как после этого поведут себя государственные органы, в том числе Пенсионный фонд – непонятно".
Историк, политолог, правозащитник Вячеслав Лихачев уверен: "Никто сейчас не может сказать, когда режим пересечения контактной линии вернется к нормальному. Если, конечно, считать "нормой" тот ужас, к которому все привыкли по состоянию на начало весны. Открытие КПВВ и свободное перемещение граждан зависит от двух неизвестных, предсказать поведение которых невозможно".
Во-первых, отмечает эксперт, всё-таки есть некоторая объективная составляющая у ограничительных мер — эпидемия.
"Пока единственное, что можно уверенно утверждать о характере ее развития — это то, что на протяжении последнего полугода ее масштабы на подконтрольной украинскому правительству территории неуклонно и стабильно увеличиваются. Это дает некоторое формальное основание оккупационной администрации не торопиться с открытием де-факто "границы". С другой стороны, нет никаких заслуживающих доверия независимых источников о характере и масштабе эпидемии на неподконтрольной территории. И это объясняет отсутствие энтузиазма украинской стороны по поводу возобновления работы КПВВ в штатном режиме", – поясняет Вячеслав Лихачев.
Вторым фактором он называет инструментальное использование вопроса о пересечении линии соприкосновения в политических целях в т.н. "переговорном процессе".
"Совершенно очевидно, например, что закрытие КПВВ летом было для де-факто властей оккупированных территорий поводом не допустить поступления в украинские вузы выпускников из Донецка и Луганска, – говорит эксперт. – Теперь не открытие новых пропускных пунктов, а возвращение к нормальному режиму функционирования существующих является предметом для договоренностей, "уступкой", которой оккупационные власти могут пытаться торговаться".
Сама де-факто администрация оккупированных территорий при этом стоит перед дилеммой, считает Вячеслав Лихачев.
"С одной стороны, она заинтересована в том, чтобы все связи населения подконтрольных ей районов Донецкой и Луганской областей с подконтрольной украинскому правительству территорией были сведены к минимуму. Или разорваны вовсе, – говорит эксперт. – С другой — это означало бы как минимум невозможность получать жителями ОРДЛО украинских пенсий. Оккупационная администрация предпочитает разделять финансовую нагрузку на подержание пенсионеров с украинским бюджетом, чтобы избежать вызванной экономической ситуацией излишней социальной напряженности и массового недовольства".
По мнению политолога, в обозримой перспективе представляется, что это — единственный фактор, который может рано или поздно заставить де-факто администрацию оккупированных территорий смягчить ограничения на пересечения линии соприкосновения.
Напомним, эксперты рассказали, что нужно сделать, чтобы продвинуться в переговорах по Донбассу.
Новости