Онлайн-обучение: подходит ли данный формат Украине
По мнению экспертов, Украине надо решить много проблем. прежде чем переходить на онлайн-платформы для учебы
Согласно опросу соцслужбы Центра Разумкова и фонда "Демократические инициативы" им. И. Кучерива, половина родителей (49,7%) выступают против онлайн учебы в школах. И всё же с нового учебного года, если коронавирус продолжит наступление, не исключено, что школьникам придется учиться дистанционно. "Комментарии", узнали у экспертов, какие пробелы, выявленные весной во время того обучения, уже устранены и какие еще нужно устранить?
"Не стоит исключать фактора риска возможного заражения школьников и учительского персонала"
Преподаватель в Национальном педагогическим университете им. Драгоманова, кандидат политических наук, политический эксперт Дмитрий Гаврилюк считает, что не стоит исключать вероятность дистанционного обучения в украинских школах с сентября.
"Да, каждый регион имеет право корректировать формат адаптивного карантина. Но не стоит исключать и фактора риска возможного заражения школьников и учительского персонала", – отмечает эксперт.
По мнению Дмитрия Гаврилюка, окончание прошлого учебного года продемонстрировало необходимость поиска удобных средств коммуникации учителей и школьников.
"Думаю, что многие учебные заведения успели приобрести лицензии на программу для проведения онлайн-мероприятий. Немало учителей, несмотря на свой возраст, также освоили "новые технологии" онлайн-коммуникации, – подчеркивает эксперт".
Не менее интересный результат прошлой учебной кампании – это адаптация учителями своих учебных планов, тех или иных школьных курсов, под "карантинные обстоятельства", считает Дмитрий Гаврилюк.
Среди проблем, которые могут иметь место в новом учебном сезоне, эксперт отметил следующие:
1) Не унифицированные форматы онлайн-обучения (как по всей стране, так и в отдельно взятом регионе). Не исключено, что не все преподаватели, учебные заведения сформировали техническое описание правил пользования той или иной программой, которая была бы понятна школьникам.
2) Неравномерный технический уровень обеспечения самих школьников. У кого-то банально "слабый" ноутбук, или ПК, или даже телефон, потому что у родителей не слишком достаточный уровень доходов.
3) Необходимости усовершенствовать интересность обучения. Речь идет о тех задачах школьникам, которые с одной стороны давали бы возможность усваивать новый материал, а с другой - мотивировали самостоятельно искать ответы на дополнительные вопросы для собственного саморазвития.
4) Качество интернет-связи в украинских регионах. По мнению Дмитрия Гаврилюка, правительству следовало бы выйти на нормальную коммуникацию с провайдерами интернета – и договориться об удобных для учебных заведений условий доступа к Сети.
"Не помешало бы и увеличить количество индивидуальных коммуникаций учителей и школьников онлайн, – говорит эксперт. – Также я бы рекомендовал учебным заведениям адаптировать свои учебные компьютеризированные помещения для школьников, не имеющих возможности с технической стороны присутствовать во время онлайн-уроков. Они могли бы выполнить то или иное задание в компьютерном классе, который будет регулярно убираться по всем санитарным нормам".
"Родителей не устраивает дистанционное образование, потому что весь процесс контроля и качества ложится на их плечи"
Процесс обучения в школе играет важную социальную функцию. И заменить его дистанционным обучением невозможно. Разве что на короткий период времени. В этом уверен эксперт аналитического центра Kyivstratpro Тарас Семенюк.
"С ростом заболеваний коронавирусной инфекцией открытым остается вопрос проведения обучения на дистанции, – подчеркивает эксперт. – Это не устраивает родителей, потому что весь процесс контроля и выполнения качества обучения ложится на их плечи".
Поэтому, считает Тарас Семенюк, сейчас важно, чтобы:
– центральная и местная власть организовали процесс обучения с учетом степеней защиты детей и студентов;
–создать условия для дезинфекции помещений, контроля за выполнением условий масочного режима.
"Это – те базовые вещи, которые местная власть могут организовать, – подчеркивает эксперт. – Не стоит забывать, что доля ответственности за соблюдение карантина касается лично учеников и родителей. Уровень личной культуры и ответственности по соблюдению правил являются базовым уровнем сотрудничества власти и населения в процессе защиты от распространения коронавирусной инфекции".
"Дистанция делает нас роботами, мы лишаемся эмоций"
Кандидат психологических наук, психотерапевт, учредитель Социально-психологического центра "Развитие" Елена Рыхальская рассказала, что к ней обращались многие родители с жалобами на онлайн-обучение.
"Мне говорили, что детки, которые раньше любили учиться, не хотели этого делать онлайн. Не хотели делать уроков, заданий, постоянно отвлекались, – говорит Елена Рыхальская. – Это как если вы слушаете аудиокнигу, когда едете в машине. Всё равно ведь то и дело будете что-то упускать, засмотревшись на дорогу или небо".
Кроме того, отмечает психолог, родители признавались, что стали раздраженнее. Они обвиняли учителей, которые, вроде бы, только дали урок, а дети ничего не усвоили. В итоге фактически тот же урок приходилось проводить папам или мамам. А потом еще и контролировать выполнение домашнего задания. То есть, а 40-50%, а то и больше, функций учителей легли на плечи родителей.
"Были ситуации, когда учитель ошибся, выйдя в онлайн. Для преподавателей, особенно возрастных, ведь это – тоже стресс, – отмечает психолог. – Прогрессивный момент в этой ситуации – родители стали больше ценить труд педагогов. Поняли, что учителя делают за них большую работу за небольшие деньги".
При этом, подчеркивает Елена Рыхальская, детям сложно воспринимать информацию онлайн.
"Внимание при восприятии новой информации на уровне учебного процесса в дистанционном виде – на уровне 8-10 минут. А то и меньше, – говорит психолог. – Потом ребенок отвлекается. Чего не происходит в реальном пространстве. Живое общение предполагает концентрацию внимания на уровне 45 минут. А при дистанционном обучении из тех же 45 минут воспринимается от силы 8-10".
По мнению Елены Рыхальской, если мы не хотим упустить этот год, тех гениев, которые есть в каждом классе, да и всех остальных учащихся, то нужно искать формы и методы проводить обучение именно в школе, в реальных условиях.
"Дистанция делает нас роботами, мы лишаемся эмоций. Без эмоций ребенок не развивается правильно. К тому же, дети еще глубже уходят в гаджеты, ничего вокруг не замечая", – резюмирует психолог.
Ранее "Комментарии" сообщали, когда начнется учебный год.