Почему на местах против "градостроительной реформы" власти: кто прав в ситуации

В Кабмине заявляют, что градостроительная реформа расширяет функции местных властей, вот только те самые местные власти иного мнения

Депутаты более полусотни местных советов просят президента Украины ветировать т.н. "градостроительную реформу". Соответствующий закон №5655 Верховная Рада приняла во втором чтении еще 13 декабря – и практически сразу он вызвал немало критики на местах, тогда как представители власти всячески подчеркивают его необходимость. Почему так "бодается" центральная и местная власть по поводу этой реформы? Издание "Комментарии" с этим вопросом обратилось к экспертам.

Не исключено, что законопроект №5655 будет ветирован президентом

Экономический и политический эксперт Тарас Загородний уверен – главная причина, почему местные власти, мягко говоря, не в восторге от так называемой "градостроительной реформы" заключается в том, что их мнения теперь никто спрашивать не будет.

"Они опасаются, что все решения по застройке будут приниматься в Киеве. Бесконтрольно. И в результате это обернется не борьбой с коррупцией, как говорят представители центральной власти, лоббировавшие проект, а тем, что коррупционные потоки станут проходить через Мининфраструктуры. Ведь именно оно станет фактическим монопольным распорядителем застройки", – поясняет эксперт.

Вторая претензия к законопроекту №5655 в том, продолжает он, что застройщиков никто контролировать не будет.

"Они фактически создали данным законом свой частный суд, который будет рассматривать различные спорные моменты. Плюс - частные нотариусы. Вырисовывается этакая замкнутая система: раздаю себе некие разрешения, сам их контролирую, сам рассматриваю жалобы. Если ранее хотя бы была возможность как-то повлиять на решение по неограниченной застройке (с помощью тех же активистов), то теперь, по сути, отодвигаются в сторону не только общественники, но и местные органы власти, которые не смогут контролировать никакие подобные процессы", – акцентирует Тарас Загородний.

Он обращает внимание, что данный законопроект уже вызвал вопросы у представителей "Большой семерки".

"Кубраковское Мининфраструктуры хитровато хотело всё провести так, чтобы получить одобрение у послов G7. Рассказывали о том, что это некая грандиозная реформа, направленная на борьбу с коррупцией и так далее. Но представители "семерки" четко дали понять - мнение местных органов власти нельзя игнорировать. И это правильно, – уверен Тарас Загородний. – Во всём мире зонирование, решения, связанные с застройкой - это прерогатива местных органов власти, а не где-то там в другом конце страны, как хотят сделать "слуги" и их соратники".

Эксперт не исключает, что законопроект №5655 будет ветирован президентом. Либо может "потеряться", как у нас уже не раз бывало.

"По срокам, президенту дается две недели на принятие решения – ветировать или подписывать. Но у нас бывало, что некоторые законопроекты просто "подписывал", а потом – исчезали в Администрации (Офисе) президента, – рассказывает Тарас Загородний. – Глава государства их и не подписывал, и не ветировал. Сейчас может произойти нечто подобное, учитывая, что уровень возмущения и давления довольно высокий, а схема попахивает очень нехорошо. Напомню, что законопроект удалось протащить через парламент 228-ю голосами (при 226 минимально необходимых) при активном участии осколков партии ОПЗЖ, признанной антиукраинской. И среди этих "осколков", кстати, есть активные застройщики, которые хотели бы максимально упростить (якобы в рамках антикоррупционных инициатив) возможности бесконтрольного заработка".

Нельзя однозначно говорить о правоте одной или другой стороны

Кандидат экономических наук, экс-директор по развитию бизнеса АО "Укрзализныця" Андрей Рязанцев акцентирует, что громады на местах в нашей стране уже приобрели чувство самостоятельности. И считают, что лучше, нежели центр, знают, каким образом им решать те или иные вопросы. В том числе, связанные с градостроительством, с последствиями боевых действий, что и как распределять, как рациональнее и эффективнее использовать средства и возможности.

"Каждый город, каждая громада имеет свой особенный шарм, свой внутренний стиль. Не все хотят это менять. Но все хотят получить истинную полную власти, полноту правления в своих городах, селах и так далее. И такие споры, как развернулись сейчас вокруг "градостроительной реформы" – нормальное явление при развитии действительно демократического общества, особенно в условиях войны и постоянном акцентирования на важности децентрализации", – поясняет Андрей Рязанцев.

В то же время, продолжает он, точку зрения центральной власти тоже важно учитывать. Ведь люди в высшем руководстве страны, в Раде, видят какие-то проблемы более целостно. И предлагать решения, которые являются максимально эффективными для государства в целом, отмечает эксперт.

"Так что нельзя однозначно говорить о правоте одной или другой стороны, – считает она. – Важен компромисс, диалог. Временами что-то с места кажется не таким значительным, тогда как в комплексе, на фоне ситуации во всем государстве, приобретает значительный вес".

Читайте также на портале "Комментарии" - ситуация на военном и дипломатическом фронте разгорается – прогноз на январь-февраль.