Украинские китайские дроны: насколько наши разработки зависят от китайских комплектующих

Насколько на самом деле украинские дроны украинские и как повлияет на их производство запрет Китая на поставку комплектующих.

Китай в своей политике в отношении дронов все больше переходит на сторону России. Закупка дронов двойного назначения из Китая уже запрещена, а сейчас обсуждаются ограничения в поставках комплектующих, которые могут использоваться в дронах двойного назначения. При этом, как пишет NY Times, Китай продолжает накачивать россию как готовыми дронами, так и комплектующими. И надо понимать, что все находящиеся в распоряжении ВСУ украинские дроны по разным оценкам от 70% до 90% состоят именно из китайских запчастей, то есть боеспособность наших птичек слишком сильно зависит от решения Си Цзиньпина.

Беспилотные авиационные комплексы (БпАК) почти за два года войны стали чуть ли не основной техникой на войне. Конечно, артиллерия и тяжелая техника крайне необходимы, но их важность была очевидна и до 2022 года, а вот важность именно дронов, похоже, недооценили все. Украинские достижения в сфере БПЛА впечатляют. С 2014 по 2022 год наша страна могла похвастаться лишь несколькими типами действительно полезных и эффективных БПЛА, вроде PD-2 и Лелека-100. А уже сейчас свой путь к принятию на вооружение ВСУ проходят десятки разнообразных моделей, от разведчиков до ударных FPV дронов, производимых в Украине. Так как на самом деле украинские дроны являются украинскими и как повлияет на их производство, скажем, запрет Китая на поставку определенных комплектующих?

Чтобы разобраться, осмотрим разработки главных игроков на рынке БпАК, компании Укрспецсистемс (основной дрон PD-2), DeViRo (основной дрон Лелека-100), UA Dynamics (Punisher), Skyeton (Raybird-3), Spaitech (Sparrow). В каждом из дронов, производимых указанными компаниями, есть импортируемые компоненты, причем большинство импортируется из Китая, а в некоторых случаях, как в Punisher, вообще все оборудование завезено из Китая. Но давайте посмотрим подробно.

Укрспецсистемс

Главный дрон компании, PD-2, включает в себя компоненты из Дании, Франции, Израиля, Японии, Великобритании, США и Китая. Именно из Поднебесной в Украине компания заказывает следующие модули:

- модули инфракрасного излучения Uncooled FPA Module ценой в 4 тысячи долларов от Yantai Iray Technologies;

- камеры Sony FCB стоимостью около 800 долларов;

- композитные корпуса от WeiHai A&BEST Composites CO.,LTD;

- литий-ионные аккумуляторы на 10000mAh и 22000mAh от Tattu.


Дрон PD-2 від UkrSpecSystems

Среди критических компонентов стоит выделить ИК и обычную камеру, хотя Укрспецсистемс также заказывают аналоги у других производителей, и аккумуляторы от Tattu, которыми снаряжены все дроны компании и замены этому элементу нет. В общем, Укрспецсистемс за 2022-23 годы заказала комплектующих из Китая на 1,7 миллиона долларов, это самый большой показатель среди всех производителей БпАК в Украине.

UA Dynamics

В этом случае говорить об альтернативах невозможно, потому что абсолютно все элементы дрона Punisher изготовлены в Китае. Автопилот, телеметрия, навигационное оборудование, приемники и передатчики, сервоприводы, аккумуляторы, видеопередатчики. Исключением является разве что глаза дрона, в качестве которых может служить любая экшн-камера. Плюсы дрона в том, что он собран из едва ли не самых дешевых составляющих, минусы – из китайских.

DeViRo

Как у Укрспецсистемс, в дронах ДеВиРо хватает китайских компонентов, разве что здесь есть больше возможностей по замене комплектующих на аналоги из США и Европы. По модулям:

- Оптические камеры от Hangzhou iTherml Technologies и Shenzhen Viewpro Technology.

- Аккумулятор от Shenzhen Grepow Battery, с альтернативой украинской Eleek.

- Контроллеры от Group-Tek, с альтернативой производителям из Европы и США.

- Электродвигатели собственного производства, хотя компания заказывала китайские двигатели в 2021 году.

- Материнская плата от китайской JOBREY CO, с альтернативой канадской Microhard systems inc.

- Контроллеры автопилота, электродвигателя, модуль передачи данных от JOBREY CO.

- Пульт наземного управления Vantac от Frsky Electronics Co, с альтернативой RadioMaster.


Дрон Лелека-100 от DeViRo, фото из Википедии

В общем, можно сказать, что от китайских компонентов Лелека-100 если и зависит, то не критично и альтернативные варианты для каждой детали есть на рынках Западного мира. Как утверждают источники, касающиеся компании, в отличие от Укрспецсистемс и UA Dynamics, DeViRo изначально строилась с прицелом на независимость от Китая.

Skyeton

В отличие от всех предыдущих примеров, в БаПК Raybird-3 китайские составляющие привлечены только на наземной станции, хотя это не менее критическое оборудование комплекса.

- Звуковые зуммеры Soberton (US), изготовленные в Китае.

- Дисплей от Newhaven Display Intl (US), также изготовленный в Китае.

- Светодиоды от ON Semiconductor.

Пожалуй, именно БпАК Skyeton меньше всего зависит от капризов Китая, хотя и не содержит украинских компонентов кроме корпуса самого БПЛА.

Spaitech

Как и в предыдущем примере, Sparrow от Spaitech из украинского имеет только корпус. А вот ключевые для разведывательного дрона детали здесь все же китайские, все от производителя Huizhou Kaiyue Electronics Co., Ltd.

- Оптическая система Digital Eye.

- Инфракрасная камера.

- Система навигации.

Учитывая, что компания не производила БПЛА с альтернативными камерами и навигацией, можно сказать, что зависимость от поставок из Китая для Sparrow является критической.

DJI уже едут в Украину только сложными путями, почти все FPV дроны состоят из китайских комплектующих, на них же базируются 90% всех стартапов, пытающихся пройти испытания и представить свои разработки компетентным комиссиям. Так что в худшем сценарии ВСУ может остаться без хорошей половины дронов, как минимум до тех пор, пока производители не перестроятся на альтернативный импорт. При этом переход на украинские компоненты в ближайшем будущем точно не состоится, хотя политика безопасности должна настаивать именно на таком решении.

Об опасности для фронта в случае экспортных ограничений из Китая говорит руководитель фонда Dignitas, волонтер Любовь Шипович.

"По нашим предварительным оценкам, под ограничения попадут дроны с тепловизионными камерами, то есть те же "Mavic 3T", "Matrix", "Autel", а также, что важно, комплектующие для производства дронов", - говорит Любовь Шипович. "Это будет критично для фронта в условиях сокращения светового дня. Кроме этого, у нас 80% дронов завозится из Китая, а производящиеся в Украине дроны используют китайские комплектующие."

Еще одной проблемой использования китайских компонентов является их уязвимость российским средствам РЭБ (радиоэлектронной борьбы), поскольку враг получает информацию о технических особенностях дронов как от Китая, так и от российских шпионов. Так, достоверно известно, что до 2023 года включительно представитель Международной общественной организации "Академия безопасности открытого общества" Вадим Каплун передавал в РФ техническую документацию и данные разработки БпАК различных производителей, включая Укрспецсистемы, ДеВиРо, Skyeton, Атлон Авиа и другие. Имея такую информацию, россия смогла значительно улучшить работу своих систем РЭБ, чем объясняются большие потери дронов на линии фронта, до 40-45 дронов в сутки.

Всю палитру негатива работы с китайскими поставщиками на себе ощутил Роберт Бровди с позывным Мадяр. В своем расследовании он обнаружил китайского производителя дронов и комплектующих iFlight, передавшего в Россию огромную партию дронов-камикадзе и призвал международные органы наложить санкции на компанию. К призыву Мадяра присоединились волонтеры и некоторые производители дронов, отказавшись сотрудничать с поддерживающей агрессора компанией. Но такой компанией может оказаться любой китайский поставщик комплектующих.

Эту историю прокомментировал и офицер разведки Тарас Степура, отметив, что все украинские производители должны урезать свои аппетиты и искать поставщиков комплектующих не из Китая.

"Эта история должна стать предупреждением для тех украинских поставщиков и производителей FPV-дронов, которые позиционируя себя чуть ли не как волонтеры, на самом деле используют войну для входа в новый, перспективный сегмент бизнеса, работая исключительно с китайскими производителями, позволяющими получить наибольшую прибыль. Какие должны быть выводы из истории Мадяра? Не полагаться на компании, продолжающие торговать с россией. Ибо в какой-то момент эти долбограи, прикрываясь псевдопацифизмом, подставят как iFlight", – говорит Степура.