Антитабачные кампании: к чему приводит непрофессионализм активистов

Непрофессионализм "экспертов" в табачной отрасли приводит к серьезным последствиям для потребителей и государства

Курение - это социально важный вопрос, который затрагивает интересы всех слоев общества. Поэтому при решении вопросов регулирования отрасли верх часто берут популизм, а не здравый смысл. Кроме того, громкие заявления зачастую оказываются пустышками, поскольку не подтверждены фактами и не учитывают реалии в обществе. Если депутат или министр захочет запретить курение, то он не обсуждает свое решение ни с производителями, ни с потребителями.

Табачная отрасль также является высоко маржинальным бизнесом, именно поэтому к ней пытаются приобщиться разные "эксперты" и "общественные активисты", ища свой интерес, что нередко привод к сворачиванию легального прозрачного бизнеса. Об этом, в частности, речь идет в расследовании 5канала, в котором эксперты раскритиковали деятельность антитабачной организации "Центр общественного представительства "Життя".

Закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины о защите населения от вредного влияния табака"

06 января 2022 года Президент Украины Владимир Зеленский подписал закон 1978-ІХ и изменения в регулировании табачной отрасли вступили в силу.

Благодаря этому документу в ближайшем будущем будет запрещено курение всех видов табачных изделий в ряде общественных мест.

Вторая норма принятого закона касается медицинских предупреждений на бездымных и электронных сигаретах. Эти изделия приравнены к обычным сигаретам. Такие изделия отныне нельзя будет продавать тем, кому не исполнилось 18 лет. Также запрещено аннонсировать, что такие приборы для курения наносят организму меньше вредя, чем обычная сигарета.

Также запрещены и табачные изделия с характерным вкусом и ароматом.

Стоит отметить, что нововведений коррелируются с положениями Директивы Евросоюза №2014/40/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза "О сближении законодательных, регламентных и административных положений государств-членов ЕС в области производства, представления на рынке и продажи табачной продукции и сопутствующих товаров.

Например, новый закон вводит запрет на рекламу электронных сигарет. Отметим, что такие запреты действуют и в Европе. Эта норма зафиксирована в Директиве Евросоюза №40. Она затрагивает практически все аспекты деятельности табачной индустрии и потребления табака.

Однако, например, в Германии, которая также входит в ЕС, можно увидеть рекламу того же "Айкоса", поскольку в любом запретительном документе ЕС, есть отсылка к национальному законодательству. Имеется ввиду, если конституция и законы отдельного члена Евросоюза не позволяют строго придерживаться текста Директивы, то можно следовать законам страны.

Также новый закон требует увеличить площадь для медицинского предупреждения о вреде курения на пачке сигарет до 65% (сейчас в Украине она составляет 50%). Отметим, что про 65% тоже написано в Директиве, но это максимальное значение. Минимальная же площадь, выделенная под медицинские предупреждения может составлять – 30%.

Возникает вопрос, почему бы просто не имплементировать Директиву ЕС №40 в украинское законодательство? ТОгда бы и отпала необходимость в "экспертах и лоббистах", деятельность которых базируется на постоянном "совершенствовании" национального законодательства.

Так, например, активисты "Життя" на протяжении нескольких лет вносили разные инициативы, которые часто не состыковывались с нормами законодательства Украины:

Номер 1. Запретить продажу сигарет и ТВЕН лицам до 21 года. Не удалось внедрить, поскольку в Конституции Украины записано, что пить, курить и водить машину можно с 18 лет.

Номер 2. Обязать производителей наносить предупредительные медицинские надписи и фото последствий курения площадью до 65% на электронных сигаретах и жидкостях. Но в Директиве ЕС указано 30%.

Номер 3. Запретить производить и продавать на территории Украины пачки сигарет с закругленными краями. Также не удалось реализовать, поскольку в Директиве указано, что пачки должны быть кубовидной формы. Пачка с закругленным краем остается кубовидной. Если бы европейские законодатели хотели запретить пачки с закругленными краями, они написали бы не "кубовидной", а "кубической" формы.

Номер 4. Запрет рекламной выкладки сигарет на витринах торговой точки. Такого запрета вообще нет ни в одном документе ЕС. И у "Життя" опять не получилось "протянуть" эту инициативу через парламент.

Номер 5. Внедрение унифицированной пачки для всех марок сигарет. Запрет на бренды действительно введен в некоторых странах мира. Однако в подавляющем большинстве стран ЕС все пачки все еще брендированы, так как Директива №40 этого не запрещает.

Также таких запретительных мер нет и в другом "антитабачном законе" - Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака. При попытках запретить что-нибудь, они ссылаются и на эту Конвенцию.

После того как закон в Украине был принят, активисты "Життя" продолжили предлагать изменения, которые не основываются на европейской практике.

Так была придумана идея запретить продажи сигарет и их рекламной выкладки в МАФах возле школ и детских садиков. При этом никто не разъяснил, зачем отдельно запрещать выкладку того товара, который и так запрещено продавать. Стоит отметить, что в законодательстве страны понятие "рекламная выкладка табачной продукции" отсутствует. Видимо именно поэтому, активисты "Життя" решили придать веса своей инициативе результатами соцопроса. Однако респондентов спросили: "Поддерживаете ли вы запрет на продажу сигарет в МАФах возле школ и детских садиков?" Конечно же такую идею поддержало 81% опрошенных. Но вот о рекламной выкладке никто никого не спрашивал.

Нелегальный рынок сигарет растет на фоне популизма

Непрофессионализм и популизм в сфере регулирования производства и реализации табачных изделий может загнать бизнес в тень, от чего проиграют все участники: и государство, и легальные производители качественной продукции, и потребители. Так, например, только за 2021 год нелегальный рынок сигарет вырос с 10 до 16,9%. Пограничная служба Украины фиксирует 30-процентный прирост контрабанды. А из 12 миллионов пачек сигарет, которые были отправлены правоохранителями на экспертизу в Киевский научно-исследовательский институт судебных экспертиз (КНИИСЭ), лишь 24% оказались настоящие, остальные – контрафакт, подделки, не отвечающие ни одним стандартам производства. Всего за прошедший год в Украине, по данным исследовательской компании "Кантар", было продано около 8,5 миллиарда нелегальных сигарет. При этом ущерб государству оценивается в 15-17 млрд грн. налоговых поступлений. А ущерб для здоровья потребителей, которые платят за некачественные сигареты вообще не поддается оценке.